«Президент республики хочет проинформировать нацию и международное сообщество о том, что в настоящее время предпринимается попытка незаконного и насильственного захвата власти, противоречащего конституции и демократическим принципам». Это заявление офис президента Мадагаскара Андри Радзуэлины обнародовал в минувшее воскресенье, 12 октября, после того, как в тот же день вооруженные силы страны поддержали элитное спецподразделение, известное как CAPSAT, отказавшееся подчиняться президенту.
Днем ранее руководство CAPSAT открыто заявило о присоединении к протестующим, требующим отставки президента, и пообещало не открывать огонь по согражданам, призвав всех остальных военнослужащих «объединить усилия» в отказе от насильственных мер по отношению к собственному народу.
Ближе к вечеру субботы бойцы спецподразделения покинули свою базу на юге столицы Антананариву и на бронетехнике направились к площади 13 мая (именно здесь с 1970-х годов вершились важнейшие события в истории страны, включая перевороты) в сопровождении тысяч ликующих демонстрантов. А уже воскресным утром командование спецподразделения выступило с видеообращением, заявив, что «отныне все приказы малагасийской армии — будь то сухопутные войска, авиация или флот — будут исходить из штаба CAPSAT».
Военнослужащие других частей и подразделений восприняли это сообщение с энтузиазмом. «Я даю ему свое благословение»,— торжественно заявил министр вооруженных сил Манантсоа Дерамасинджака Ракотоаривело на церемонии передачи командования армией главе CAPSAT Демосфену Пикуласу.
Протесты на Мадагаскаре — острове в Индийском океане с населением 32 млн человек — начались 25 сентября. Изначально они координировались группой из поколения Z — молодыми людьми без лидера, вдохновленными аналогичными выступлениями в Индонезии и Непале (в последнем по итогам молодежных протестов правительство было свергнуто). Изначальным триггером для массового недовольства на Мадагаскаре стали регулярные отключения электроэнергии и воды, но вскоре это вылилось в массовые протесты против коррупции, неэффективного управления страной и, наконец, требования отставки президента.
По данным ООН, в первую неделю с начала протестов в стране погибли минимум 22 человека и около сотни получили ранения. Однако президент Радзуэлина на прошлой неделе оспорил эту информацию, заявив, что погибли лишь 12 «мародеров и вандалов».
Уходить в отставку лидер Мадагаскара не стал, но 29 сентября распустил правительство. Впрочем, накала страстей это не сбило. Равно как и не сработало примирительное заявление Руфина Фортуната Зафисамбо от 11 октября, назначенного незадолго до этого новым премьером. Тот сказал, что правительство «полностью готово слушать и вести диалог со всеми фракциями — молодежью, профсоюзами и военными».
Судя по реакции последних, диалога между властями и их противниками уже не получится.
Примечательно, что в 2009 году в ходе далеко не первого после обретения Мадагаскаром независимости от Франции в 1960 году переворота центральную роль в нем играло как раз спецподразделение CAPSAT, которое и проложило путь к власти для Андри Радзуэлины. На этот раз все говорит о том, что его низвержение будет совершено теми же руками. Хотя пока что военные предпочли не давать квалификацию собственным действиям. «Назвать ли это переворотом? Я пока не знаю»,— заявил, выступая перед толпой с бронетранспортера, один из командиров CAPSAT полковник Майкл Рандрианирина.
Спецназовцы испытали штурмовую машину, собранную жителями села Ягодное
Багги, сконструированный и созданный Русланом «Спецназ» и его командой, успешно прошел испытания с участием военных специалистов и готов для работы в зоне СВО. Для запуска в серийное производство нужны инвесторы.
Мы уже писали о посещении опытной площадки сборки прототипа автомобиля для нужд СВО. И тогда в статье «Багги по запросам военных командиров» («Ставрополь-на-Волге» №35 от 18 сентября 2025 года) Руслан Зиатдинов из Ягодного говорил о скором испытании штурмовой машины, способной разгоняться до 120 км в час.
И вот новоиспеченная чудо-техника испробована в действии на «диких» дорогах Нижегородской области. Роль водителя-испытателя мастерски исполнил участник СВО. Он погонял по грунтовке, холмам и долинам. Багги с легкостью преодолевал километры и препятствия. О том, каковы впечатления от техники, рассказали военные:
– Автомобиль разрабатывался при участии военнослужащих 3-й отдельной бригады спецназа. При конструировании учитывались наши пожелания. Это простота ремонта, высокая скорость, позволяющая багги уходить от FPV-дронов, а также его вариативность. Автомобиль сейчас работает на бензиновом двигателе, но будет собираться и на электрической тяге. Простота конструкции позволяет устанавливать на него различное навесное оборудование – багажник для транспортировки грузов, прицеп для эвакуации раненых или для подвоза техники и вооружений. Учтено и самое основное наше пожелание – ремонтопригодность, автомобиль можно восстановить даже в условиях зоны СВО, поскольку запчасти всегда легко найти, они российского (вазовского) производства.
После успешных испытаний багги спецназовцы поставили задачу перед группой создателей – «обуть» его в бронированные колеса, чтобы при наезде на взрывные устройства автомобиль не выходил из строя. Благо опытный образец таких колес уже разработан и изготовлен командой Руслана «Спецназ».
– Испытаем автомобиль на бронированных колесах, и он будет готов для запуска в серийное производство, – сообщили участники специальной военной операции.
Руслан Зиатдинов озвучил позывные военнослужащих, участвующих в разработке автомобиля: «Коршун», «Гермес», «Авиатор», «Беркут». Сказать о них больше не позволяет режим секретности.
– Это по их рекомендациям и подсказкам создан наш багги. Все узлы и агрегаты к нему разрабатывали мы вместе с Денисом Куприным. Денису отдельное спасибо за то, что он, бросив свои дела, включился в команду и все эти 10 дней с утра до позднего вечера работал над созданием багги. За сварку отвечает Алексей – настоящий профессионал своего дела. Мы выполнили поставленные спецназовцами задачи, машина «родилась» в течение 10 дней усилиями трех человек.
Благодарю действующих сотрудников госорганов, ветеранов ФСБ и ФСО. Особая благодарность Д.А. Медведеву и М.Ю. Соколову, Алексею с позывным «Рубин» и прекрасной «Мишель». А также бойцам из Нижнего Новгорода, Казани и Тольятти «Большой», «Москва», «Руба», они тоже вносили корректировки и давали рекомендации. Низкий поклон жительнице Большой Рязани Наталье Дятловой и ее сыну Максиму.
Военнослужащие, пользуясь случаем, обратились ко всем неравнодушным с просьбой оказать посильную помощь в производстве автомобиля.
– Нам необходим такой автомобиль для выполнения боевых задач. Надеемся на вашу поддержку. Победа будет за нами!
Спецназ Росгвардии открыл свои двери для детей и их родителей
Как и любая другая экскурсия, посещение расположения СОБРа «Барс» и ОМОНа «Кречет» началось с истории. Детям рассказали о героях ведомства, погибших в разные времена, деятельности подразделений и задачах, которые выполняют сотрудники. Знакомство продолжилось в спортивном зале. Здесь бойцы показали навыки рукопашного боя, а также провели мастер-класс по гиревому спорту и тяжёлой атлетике. Напоследок самое интересное - выставка боевого оружия и техники.
-Сегодня наша школа впервые на базу ОМОН. Мне здесь больше всего понравилось оружие, техника, как рассказывали про историю ОМОНа. Я хочу поехать сюда на следующий год, тоже на экскурсию,-отметил Александр ученик школы №26
Расположение подразделений посетили ученики и их родители сразу нескольких школ.
-В подразделениях сил специального назначения был проведён день открытых дверей, где приняли участие пять школ, общим количеством 124 ребёнка,-поделился Геннадий Шиханов военнослужащий управления Росгвардии по Бурятии
Подобные экскурсии проводятся ежегодно, а дети возвращаются домой с большим багажом впечатлений и знаний.