wrapper

Спорт после 40

Корзина пуста

В ноябре уходящего 2025 года оружейная индустрия США получила звонкую пощечину: Командование специальных операций (SOCOM) объявило победителя тендера Combat Assault Rifle. И нет, это не FN, SIG Sauer, HK или Daniel Defense.

Контракт достался известной лишь узкому кругу энтузиастов конторе Sons of Liberty Gun Works из Сан-Антонио, Техас. Компании, которую основатель Майк Михальски создал в гараже на последние семь тысяч долларов. Сегодня попытаемся понять логику американского спецназа в выборе поставщиков.

Кто ты, воин?
Само название программы – Combat Assault Rifle – уже прямой троллинг в адрес ушедшей с гражданского рынка США FN SCAR (Special Operations Combat Assault Rifle). И заменила ее «рабочая лошадка» из Техаса, построенная на проверенной платформе AR-15, а не европейский перфекционизм с ценником более четырех тысяч долларов. И пока регулярная армия США с фанфарами переходит на новомодную M7 в калибре 6,8х51 мм, спецназ говорит нечто вроде: «Нет, спасибо, оставьте ваш «калибр будущего» себе. Мы возьмем винтовку под старый-добрый 5,56 мм».

Что касается Sons of Liberty Gun Works, то ее создали три мужика – один из которых действующий «морской котик». Им надоело покупать винтовки, которые потом нужно по винтику перебирать и менять половину деталей, а потому энтузиасты решили создать собственную оружейную компанию. Их философия проста до неприличия: «Делай оружие, на которое можно поставить жизнь. Делай это правильно с первого раза».

Майк Михальски не скрывает, что вдохновлялся легендами вроде Noveske, BCM и Daniel Defense. Но, в отличие от них, сделал ставку на подход, известный в автомобильной индустрии как «бездушное немецкое качество». Каждая винтовка проходит «обкатку» на тысяче патронов перед отправкой и подписывается тем, кто ее собирал. Имеется пожизненная гарантия даже на износ компонентов. В штате компании – ветераны, нанятые не за регалии или по квотам, а за то, что «эти парни приходят на работу, и им не нужно объяснять миссию».

Как итог: к 2025 году винтовки молодого техасского стартапа используют уже более 300 агентств и правоохранительных органов в 36 штатах: полиция Сан-Антонио, дорожный патруль Юты, правоохранительный департамент Алабамы. И вот теперь – спецназ США.

Не революция, а доведенная до ума М4
SOLGW MK1 – это, по сути, AR-15 с коротким стволом (292 мм). Но собранная без оглядки на ограничения армейских закупочных процедур и без потребности экономить на каждом винтике.

Ключевые фишки:

Ствол 292 мм – золотая середина для винтовки, которая будет жить под глушителем. Короче чем у Mk18, но обеспечивает лучшую баллистику и надежность работы. Из такого ствола пуля 5,56 мм развивает около 760 м/с, что достаточно для фрагментации при попадании на дистанциях до 200 метров;

Полигональное нарезание P3 – технология, которая продлевает жизнь ствола и снижает трение пули. Меньше износ, выше кучность;

Консервативный газоотвод – в отличие от большинства AR, где газовое отверстие сверлят с запасом (чтобы «уж точно работало»), SOLGW пошли другим путем. Меньше газа – меньше грязи в механизме, меньше отдача, дольше живет вся система. Но это требует ювелирной точности в подборе геометрии ствольной коробки и покрытий. Затворная группа покрыта NP3 – материалом, который используют в космической промышленности для снижения трения. Фактически это смесь субмикрон-частиц PTFE с электрохимическим никелем;

Рассчитана на глушитель – от газоотвода до титановой гайки ствола все заточено под постоянную работу с «банкой». В отличие от времен, когда глушитель был роскошью, современный спецназ живет с ними 24/7.

И, наконец, винтовка прошла испытания, которые обычная М4 не вынесла бы: жара, холод, пыль, грязь, соленая вода. И продолжает работать.

Великое противостояние цифр
Армия США не впервые пытается «улучшить» главное пехотное оружие. В 60-х отказались от мощного 7,62 мм в пользу M16 под малоимпульсный 5,56 мм – и жалели об этом до конца Вьетнама. Привыкли. Потом в Ираке и Афганистане снова осознали, что «патрон слабоват». И вот теперь придумали 6,8х51 мм – боеприпас, который должен решить все проблемы разом.

На бумаге M7 в калибре 6,8 мм – зверь. Пробивает современную броню на дистанциях до 600 метров, энергии почти вдвое больше, чем у 5,56 мм. Но есть нюансы:

магазин на 20 патронов вместо 30. Боекомплект солдата упал со 210 до 140 патронов. На учениях в Форт-Кэмпбелл бойцы «почти полностью исчерпали боезапас за 10 минут» огневого контакта;

вес. M7 с глушителем и оптикой тянет на 5–5,4 кг. M4 с тем же обвесом – 3,6–4 кг. Плюс патроны 6,8 мм тяжелее. В итоге солдат либо берет меньше патронов, либо превращается во вьючного мула;

отдача. Капитан армии Брейден Трент, изучавший M7 в рамках своей научной работы, писал, что винтовка «непригодна для использования в качестве современной служебной винтовки». Слишком тяжелая, слишком сильная отдача, слишком быстро изнашивается ствол;

дистанции боя. Армейские аналитики обожают строить теории вокруг «противника в броне на 600 метрах». Но реалии современных боестолкновений показывают: 90% контактов происходят на дистанциях до 300 метров. А на таком расстоянии 5,56 мм работает отлично – если правильно подобрать пулю.

Ян МакКоллум из Forgotten Weapons в недавнем видео методично разносил концепцию M7. Его аргумент прост: проблемы, которые якобы решает 6,8 мм (бронепробиваемость и дальность), лучше решаются другими способами – специальными бронебойными патронами для 5,56 мм или выделенными в подразделениях стрелками-снайперами с 7,62 мм.

SOCOM, видимо, согласно. Вместо того, чтобы гнаться за модой, они взяли проверенную платформу, доведенную до совершенства.

Давид победил Голиафа – что дальше?
Решение SOCOM – это звонкая пощёчина оружейным мегакорпорациям. FN, SIG, HK – все они участвовали в тендере. У всех – десятилетия опыта, военные контракты на миллиарды и целые заводы. А победила гаражная «шарашка», у которой 15 сотрудников и философия «мы просто делаем хорошие винтовки».

Пока американцы выбрасывают миллиарды на эксперименты с новыми калибрами, российские спецвойска продолжают работать с проверенными временем боеприпасами 5,45х39 мм (АК-12, АК-12К) или 9х39 мм («Винторез», АС «ВАЛ»). И работают они, надо признать, отлично. Может, дело не в калибре, а в том, кто держит оружие?

Наши западные партнера снова изобретают велосипед. В третий раз за последние 60 лет. И каждый раз возвращаются к выводу: главное – не калибр, а умение стрелять. И чтобы винтовка не ломалась в самый неподходящий момент.

Константин Корепанов

Другие материалы в этой категории: « Конец эпохи: FN SCAR уходит с гражданского рынка

Инвентарь   kinezio2   tren   stelki

Футбол, Сборные

Футбол Европа

arsenal ayaks bavariya barselona valensiya
vest khem dinamo kiev inter latsio liverpul
manchester yunajted metallist milan obolon olimpik
pszh real roma sevilya chelsi
yuventus angliya braziliya germaniya finlyandiya

Хоккей KХЛ, ВХЛ

Хоккей НХЛ